ПРЕФЕРАНС. КЛАССИЧЕСКИЙ ПРЕФЕРАНС

В игре в преферанс могут принимать участие двое, трое, четверо или даже пятеро игроков. Но самым лучшим (и не без оснований!) считается вариант игры, в котором участвуют четыре игрока. Эта игра самая верная, занимательная и неутомительная.

Главной особенностью классического преферанса для четырех участников можно назвать тот факт, что шансы игроков здесь практически равны, а потому новички и слабые игроки, как правило, не подвергают себя большому риску.

При игре вчетвером недобросовестные игроки не могут играть заодно, как это часто случается при игре втроем, когда двое сильных игроков обирают слабого или излишне эмоционального третьего игрока.

В преферансе вчетвером один участник (сдающий) не участвует в игре. Он раздает карты троим партнерам, а на своей стороне кладет прикуп, который продает кому-либо из играющих, или же делает два первых хода при распасовке.

Сдающий получает консоляции с игроков, т. е. записывает очки за проданных (содержащихся в прикупе) тузов. Также он записывает штраф за обремизившимися по таксе, которая установлена ранее.

Ниже мы будем говорить обо всех этих моментах гораздо подробнее, придерживаясь условий, принятых опытными игроками.

Существуют различные варианты игры в преферанс, ныне признанные классическими: простой, с десятичным счетом, с курочкой, с котлом, с мизерами, с увертами и т. д.

Классический преферанс включает в себя игру с десятичным счетом, с курочкой и с мизерами. Более подробно о каждой игре смотрите в разделе «Варианты классического преферанса».

КОЛОДА

Для игры в преферанс используется колода в 32 карты со следующим порядком старшинства карт: туз, король, дама, валет, десятка, девятка, восьмерка, семерка.

Существует также порядок старшинства мастей: пики, трефы, бубны, червы.

СДАЧА

Колода раздается на троих без остатка, обязательно (!) по две карты. При этом четвертая пара карт должна быть отложена для прикупа. Сдача производится по очереди, в обычном порядке. Места выбираются путем жеребьевки с помощью карт.

Ни один игрок не должен прикасаться к своим картам до окончания сдачи, а уж тем более смотреть их. Это правило введено для того, чтобы предотвратить претензии игроков в случае возможной ошибки при сдаче.

После тасования колоду снимает игрок, сидящий по правую руку от сдающего. Право первого открывающего хода принадлежит игроку, который сидит по левую руку от сдающего, а в дальнейшем — тому, кто выиграет взятку.

У каждого игрока на руках должно быть но десять карт. В прикупе остаются две.

Карты пересдаются в следующих случаях:

  1. Когда во время сдачи какая-нибудь карта откроется картинкой вверх.
  2. Когда у игроков окажется на руках неодинаковое количество карт.
  3. Когда сдача произведена не в очередь и эта ошибка замечена вовремя, т. е. до того как кто-либо из игроков посмотрел свои карты. Если позже—то пересдача не производится.

ТОРГОВЛЯ

После того как все карты розданы, начинается торговля за право взять прикуп. Сдающий в торговле, как и непосредственно в розыгрыше, участия не принимает.

После объявления игры можно, в зависимости от своих карт, вистовать (т. е. играть) или же пасовать (т. е. не играть). Желающий вистовать говорит: «Вист», а нежелающий — «Пас». Прочие разговоры при этом не допускаются.

Первым делает заявку игрок, который сидит по левую руку от сдающего, который говорит: «Пики». Это означает, что он хочет взять прикуп и затем сыграть не менее шести взяток, назначив в качестве козыря любую масть, начиная с пиковой.

Следующий (второй) игрок может прикупить к трефам; третий — к бубнам или, если у него именно трефовая масть, на которой он предполагал играть,, может сказать; «Держу», что означает: «Я также прикупаю к трефам».

Затем очередь делать заявку переходит к первому игроку, который может сказать:

а)            «Бубны» — в том случае, если третий участник держал трефы;

б)           «Держу бубны» — если третий игрок сказал: «Бубны».

Следующий игрок говорит: «Червы»; после него слово опять за третьим. Если у последнего нет игры выше червей, т. е. бескозырной или на семь взяток, то он говорит: «Пас». В противном же случае он говорит: «Выше» (т. е. «Без козырей»).

Следующим первый игрок говорит: «Семь пик», и игра поднимается в том же порядке до тех пор, пока два игрока не скажут: «Пас» и не отдадут прикуп третьему участнику, сделавшему максимальную заявку.

Торговля может продолжаться до заявки «10 без козырей», причем повышение заявок Должно осуществляться строго в порядке очередности мастей.

Участник, который один раз сказал: «Пас», более не имеет права на участие в торговле за прикуп. Игрок, купивший семь, не имеет права играть простых, а купившему на восемь нельзя играть на семь.

Во всех случаях играть меньше, чем было объявлено при торговле за прикуп, нельзя. Если игроку уступили прикуп за семь бубен, то он не может играть семи пик или треф, а должен в этих мастях играть уже восемь. В бубнах, червах и без козыря он имеет право играть семь. Так же поступают при всех покупках. Еще раз напоминаем о том, что старшинство мастей должно соблюдаться неукоснительно.

Во время переговоров строго соблюдается очередность, чтобы не возникало никаких недоразумений. При переговорах каждый участник, если он начал торговаться, должен договаривать свои масти до конца. Ведь неправильное объявление своей масти может ввести в заблуждение партнера и, в случае обоюдного виста, подвести игрока под ремиз.

Покупать следует к пяти взяткам, уже имеющимся на руках, в расчете на прикупную. При шести имеющихся взятках следует покупать на семь, при семи — на восемь.

При имеющихся на руках восьми нежелательно покупать на девять, так как на дополнительную взятку в прикупе рассчитывать не приходится. Ведь если соперник торгуется так долго и упорно, то это скорее всего означает, что у него на руках сильные карты. Особенно не следует покупать в том случае, когда на столе полная курочка (см. ниже).

РОЗЫГРЫШ

При игре с четырьмя участниками сдающий не имеет права смотреть карты прикупа, чтобы не возникали недоразумения между ним и другими игроками, а также не должен смотреть в карты соседа, а тем более давать ему советы, пусть даже и по просьбе последнего.

Надо признать, что последнего правила придерживается далеко не каждый игрок. Ничего не поделаешь, ведь просидеть в бездействии какое-то время, когда другие играют, достаточно нелегко.

Никто не должен смотреть прикуп до того, как это сделает сам прикупивший. В противном случае проштрафившийся ставит ремиз в масти, объявленной прикупившим, и лишается права вистовать в эту игру.

Не следует вистовать, не имея верных взяток и уж тем более не имея верного выхода. Для опытного игрока, если он внимательно следил за ходом переговоров, не составит труда узнать, какая масть у его соперника в дефиците.

Выход (т. е. первый открывающий ход) следует делать с масти, к которой хотел прикупить другой вистующий, или со своей собственной. Но эта собственная масть должна иметь туза, короля, три или четыре малые карты или же туза в сопровождении не менее чем пяти карт той же масти. В первом случае ход должен быть сделан с туза—короля и малой карты, а во втором — с туза и малой карты.

Вистующий ходит:

а)            с малой карты — под играющего, когда играющий сидит в середине;

б)           с самой большой карты — под вистующего, когда играющий сидит последним.

При розыгрыше действуют следующие строгие правила:

  1. Карта, положенная на стол картинкой вверх, не может быть заменена другой картой, даже тогда, когда взятка еще не закрыта.
  2. Любые разговоры, как касающиеся игры, так и на посторонние темы, недопустимы.
  3. На каждую требуемую масть нужно давать карту именно этой масти.
  4. При отсутствии карты требуемой масти следует давать козырную карту.
  5. Давать произвольно карты другой масти допускается лишь в тех случаях, когда на руках действительно нет ни; карт требуемой масти, ни козырей.
  6. Если игрок, не имея на руках требуемой масти и имея козыри, не побьет карту соперника козырем или же, имея на руках требуемую масть, сбросит карту другой масти или побьет козырем, то в этих случаях этому игроку засчитывается ренонс.

При ренонсе, допущенном играющим, взятка переходит к тому вистующему, чья карта-является старшей в требуемой масти. Участник, допустивший ренонс, платит вистующим столько, сколько необходимо по расчету за сделанные ими взятки. Если вистующие, вследствие допущенного нарушения, остались без одной (или более) взятки, то они ремиз в этом случае не ставят, а весь ремиз ставит играющий.

Если ренонс допустил вистующий, то играющий, даже если он не взял заказанное количество взяток, списывает с игры столько, сколько ему следовало записать при выигрыше, и не ставит ремиза.

К тому же у допустившего ренонс отбираются без учета всяких претензий с его стороны взятки, взятые им с нарушением, и проштрафившийся игрок ставит по одному ремизу за каждый ренонс и за недобранные взятки.

Если играющий не взял объявленное количество взяток и не смог бы сделать этого, оставшись без одной (или более) взятки, а вистующий допустил ренонс, то в этом случае играющий, невзирая ни на какие доводы, ремиза не ставит и с игры списывает ту цифру, какую он списал бы при удачном розыгрыше. В игре с ренонсом никакие явные ремизы не признаются.

Если в одной игре одновременно допустили ренонс и играющий, и вистующий, они оба должны нести за это ответственность. Ренонсные взятки присуждаются тому игроку, чьи верно сыгранные карты оказались старше. Играющий и вистующий ставят по одному ремизу за каждый сделанный ими ренонс и платят пополам по расчету другому вистующему за выигранные взятки. И если этот вистующий не выиграл ни одной взятки, то он ремиза не ставит.

Игра в любом случае должна быть доведена до конца, и оставшиеся карты допускается открывать лишь тогда, когда выигрыш взяток является неоспоримым. В противном случае, если играющий откроет свои карты, вистующие распорядятся ими по своему усмотрению.

Игрок, который раскрыл свои карты преждевременно, уже не может взять их обратно, а вистующие получают право заставить его ходить с той карты, на какую они укажут. После этого, если играющий не взял объявленное количество взяток, он ставит ремиз и платит за взятки по расчету.

Прикупивший и назначающий игру должен взять в простых не менее шести взяток, а отдать вистующим не более четырех; в семи — семь взяток, а отдать не более двух; в восьми — восемь взяток, а отдать также не более двух; в девяти — девять взяток, а отдать не более одной; в десяти — все десять взяток, не отдавая вистующим ни одной взятки.

Если участник, назначивший игру, возьмет законное число взяток, то он списывает из своей игровой записи следующую за игрой цифру и такую же берет с курочки, если она имеется; а если ее нет, то удовлетворяется одной записью. Таблицы стоимости игр приводятся ниже.

Вистующим партнерам играющий платит за каждую взятку соответственно игре. Например, если игрались простые червы, за которые списывают е игры 10, то он, платит вистующим по десяти. Эти вистовые записи помещаются отдельно от игровой и курочки. Записи чаще всего ведутся следующим образом:

__________20____________

60 ______________________

150_______690_____40____

На самом верху помещается курочка, в линейках — игровая запись, а в нижнем отделении — вистовая. Например, записано за первым игроком, т. е. сидящим слева, — 150; за вторым, т. е. сидящим напротив, — 690; за третьим, т. е. сидящим справа, — 40.

Вот еще примеры записи:

  1. Если игрок, играя простые червы, при игре с неограниченной курочкой списывает свою или одного из партнеров курочку в том же размере, т. е. по 10, то вистующим платит уже не по 10 за взятку, а по 20.
  2. Если игрок играет семь червей и курочки на столе не было, то он с игры списывает 20 и вистующим платит по 20 за взятку.

Курочка, взятая игроком от одного из партнеров, записывается первым в вистовой записи на последнего в десять раз больше. То есть если игрок, например, снял с визави за игру семь червей 20, то записывает на него во второй графе 200. Если бы ему пришлось снять с него 40, то записал бы 400 и т. д.

Игрок, назначивший игру и не взявший законное число взяток, ставит наверх ремиз в том же размере, какой он бы списал при благоприятных обстоятельствах, т. е. при игре простые червы и если курочки не было ни у кого, — 10, если же курочка была, — 20. При игре семь червей — 20 без курочки и 40 с курочкой. Это за каждую недобранную взятку. При курочке ремиз всегда ставится играющими вдвойне.

Однако если в курочке на столе стояло, например, 10, то игрок, обремизившийся в семи червах, ставит не по 40 за каждую недобранную взятку, а лишь по 30.

Вистующий, недобравший взятку, ремиз всегда ставит только по игре. Таким образом, если он остался без взятки на простых червах, то ставит 10, хотя бы курочка на столе была полная. При семи червах он ставит 20 и т. д.

Когда при назначении игры одним из игроков оба других игрока пасуют, то назначивший списывает с игры без разыгрывания.

Если один участник за объявленную игру пасует, а другой вистует и идет без приглашения, то число обязательных взяток для виста изменяется следующим образом: при простой игре он должен взять только две; при игре семь, восемь и девять — одну. Впрочем, на игру восемь и десять никогда один без приглашения не вистует.

Пасующий имеет право, если вистующий его не приглашает, сам пригласить его. По желанию пригласившего тот обязан или открыть карты, или играть втемную.

Если один из играющих спишет установленную игроком запись раньше других, то за последующие игры он берет, кроме курочки, с записи одного из партнеров, записывая за ним в вистовой графе нужную сумму. Так, например, он сыграл простые червы — со своего соседа слева он берет 10, записывает за ним 100 и еще берет с курочки. Сосед слева, отдавая ему 10, списывает 10 со своей записи.

Назначить игру без козырей можно при своем первом ходе с такими картами, если есть одной масти туз, король сам-шёст; или туз, король, дама сам-пят и еще какой-нибудь туз; или вообще шесть верных неотъемлемых взяток. Еще хороша комбинация карт для мастей при фосках. Разумеется, и эти карты для бескозырной игры пригодны только для того, кто делает первый выход.

Чтобы играть бескозырную за рукою, нужно непременно иметь всех четырех тузов и при одном из тузов — короля, даму или двух королей. Разумеется, можно играть бескозырную за рукою, если будет только три туза с двумя королями и король даже той масти, туза которой не имеется.

Вист при бескозырной игре более рискован. Если и вистуют на такую игру, то не иначе как с приглашением в открытую. Особенно опасен вист при условии первого выхода назначившим.

Для бескозырного виста нужно иметь, по крайней мере, двух тузов, или туза и короля, или туза одной масти, а короля и даму — другой.

Консоляцией называется та плата, которую получает четвертый, сдающий игрок или вистующие, когда они ремизят играющего. Как правило, за каждую недобранную взятку на играющего записывают: сдающий по 20 штрафных очков, а вистующие по 10 каждый. Но если вистовал только один, то он записывает все 20 очков, даже тогда, когда он приглашал партнера.

За обремизившимся вистующим сдающий не записывает ничего.

За проданного туза (т. е. если в прикупе окажется туз) сдающий записывает на купившего 20 очков, за проданных туза и короля одной масти — 30, а за двух тузов — 40.

РАСПАСОВКА

Когда все три игрока пасуют, то разыгрывается распасовка. Выходит с первой попавшейся под руку картой сдающий, и все игроки стараются уступить ему взятку. Но если карта уж слишком мала (например, семерка или восьмерка), то взять ее приходится другому игроку.

Потом сдающий выходит с другой карты, и снова игроки стараются уступить взятку друг другу. После того как сдающему отходит прикуп, делает ход игрок, сидящий слева от него. Игра в поддавки продолжается.

Игрок, который не взял при распасовке ни одной взятки, списывает с игры 10. Это относится к сдающему. Списывающие с игровой записи за распасовку курочку не трогают.

За каждую взятку, взятую при распасовке, ставится по 2 (или более, в зависимости от договоренности) очка наверх, т. е. в курочку.

В распасовочной игре козырей не существует, но и ренонсы не допускаются. На требуемую масть необходимо давать карты именно этой масти, если они имеются, а не другой. Тот, кто допустит подобный ренонс, ставит наверх по 10 за каждое нарушение.

Распасовка — это, по сути, проверка сдачи. Такой способ игры не очень-то по душе скуповатым игрокам, а также тем, кто не прочь иногда подсидеть, т. е. имеющим хорошие карты и пасующим только для того, чтобы наверняка обремизить одного из партнеров, сделавшего необдуманную покупку.

Если при распасовке тот игрок, чья игровая запись списана полностью, не взял ни одной взятки, то он уже не пользуется выигрышем десяти, несмотря на то что у партнеров списана не вся игровая запись и есть откуда ее взять, как это делается при сыгранной игре.

При распасовке лучше сносить на требуемую масть, которой нет на руках, старшую карту короткой масти, а длинные масти с большими фигурами отыгрываются без труда.

Пример: на руках туз-король и две маленькие пики, король и две маленькие бубны, дама и две маленькие червы, а выход сделан с трефы. На первый раз лучше всего сбросить короля бубен, а на второй — даму червей. Если после этого придется сделать выход, то самым лучшим будет в бубну или в черву.

При постороннем ходе в пику следует давать маленькие карты этой масти, и можно быть в полной уверенности, что вам не дадут ни одной взятки, разве только у одного из игроков окажется три пики. Но и в этом случае маловероятно, чтобы он додержал их до конца розыгрыша.

При игре в распасовку втроем ходят не с прикупа, его вообще не трогают. Первый выход делает игрок, который сидит по левую руку от сдающего.

КУРОЧКА

Курочкой называется ремиз. Он списывается каждым игроком. Курочка бывает ограниченная и Неограниченная.

  1. Ограниченная курочка — это та, которая берется не по игре, а в известном количестве, заранее обусловленном игроками. Например, игроки условились списывать по 30, и всякий, даже сыгравший простые пики и записывающий за это по маленькой табельке 4, берет с курочки 30. Зато сыгравший десять без козырей и записывающий за это 60 тоже берет только 30. Курочку такого рода нельзя назвать абсолютно справедливой.
  2. Неограниченная курочка — это та, которая снимается по игре, т. е. если сыграно 4, то и с курочки снимается 4; если сыграно 30, то и с курочки снимается 30; если сыграно 60, то и с курочки снимается 60. Такой порядок более справедлив.

Когда у всех участников заканчиваются игровые записи, а на столе остается одна курочка, то игра продолжается с ответственным вистом. Сыгравший игру берет курочку вдвойне: например, за игру простые червы — не 10, как обычно, а 20; за семь червей — не 20, а 40 и т. д.

Вистующие пишут за взятки такие же цифры, т. е. за взятку в простых червах — 20, в игре семь — 40 и т. д. Обремизившийся игрок или вистующий (при такой игре это все равно) ставит за каждую недобранную взятку такую же двойную цифру, т. е. за простые червы— 20, за семь — 40 и т. д. Поэтому вистовать под конец пульки надо очень осторожно.

ВЫСТАВКА

Выставкой в преферансе называется ситуация, когда сдающий ставит наверх, т. е. в курочку, условное число (например, 10). Это делается для того, чтобы со стола никогда не сходил ремиз и каждый обремизившийся игрок платил вдвойне.              —

Считается, что с выставкой игра в самом деле становится более правильной. При постоянной курочке не всякий будет рисковать, имея на руках карты сомнительного достоинства, действуя, что называется, на авось.

МИЗЕР

К мизерам можно прикупать в тех случаях, когда на руках нет ни одной взятки и карты приблизительно такие: туз сам-пят без фигур и все другие маленькие; при всех фосках имеется валет с семеркой или восьмеркой или дама с одной из тех же карт. Но это уже несколько рискованный мизер, который возможен при условии ренонса в какой-либо масти.

Можно прикупать только к королю с тремя маленькими (остальные, конечно же, должны быть фоски).

К валету — десятке и семерке прикупать трудно.

К королю — даме и семерке прикупать совершенно невозможно, так как ремиза не удастся избежать при любых обстоятельствах.

Туз, восьмерка и семерка — это не верный мизер. Но при тузе — десятке восьмерка и семерка — мизер почти беспроигрышный, так как маловероятно, чтобы у одного из вистующих оказались четыре карты одной масти.

Весьма небезопасно играть мизер при короле, десятке и восьмерке, а также при десятке — восьмерке сам-друг.

Играющий мизер никогда не должен перекрывать взятку. Отходить от этого правила можно лишь тогда, когда какая-либо масть расположена так, что четыре карты этой масти при восьмерке и десятке находятся у играющего мизер, а другие четыре той же масти при семерке и девятке — на руках у одного из вистующих и он ходит с семерки. Во избежание двух ремизов, которые могут быть наверняка (если семерку перекрыть восьмеркой, то девятку обязательно придется взять десяткой), следует семерку перекрыть самой старшей картой той же масти и ходить уже с другой, безопасной.

СОВЕТЫ ВИСТУЮЩИМ

Вистующие на мизер обязаны отвечать друг другу, особенно в тех случаях, когда один из них открывает ренонс, на который хочет сбросить старшие карты другой масти, где играющий мизер может быть пойман.

Если один из вистующих сделает ренонс, а играющий мизер обремизится, то после проверки факта играющий списывает с игры как бы за сыгранный мизер, а провинившийся ставит должную курочку за каждую взятку, взятую игроком. Например, при большом мизере объявивший его взял четыре взятки, тогда сделавший ренонс записывает наверх 40.

Не следует снова ходить с той масти, которой у играющего по первому ходу не оказалось, чтобы он не снес опасные для него карты.

После четвертого или пятого хода вистующим нетрудно заметить, какая именно масть представляет опасность для играющего мизер, и тогда им следует проводить эту масть.

В игре мизера вистующие должны быть внимательны и строго следить за переговорами и за сбрасываемыми картами, так как малейший промах вистующего спасает играющего от ремиза.

Вистующим на мизере обязательно нужно приглашать партнера, т. е. играть в открытую.

При играх мизер и уверт за взятки и консоляции не платят. Также и сдающий ничего не записывает за тузов, проданных для мизерной игры.

Ни играющий, ни вистующий не имеют права рассматривать взятки.

Вистующие при сносе, т. е. сбрасывая карты на козырей или на ту масть, которой не имеется, должны следовать правилу: при первом сносе сбросить карту той масти, которая у них самая лучшая и сильная. А потом они могут сбрасывать любые карты. Это называется «показать масть товарищу» и дает следующие бесспорные преимущества:

а)            он (т. е. товарищ) не станет беречь эту масть и будет сносить ее без затруднений;

б)           он будет знать, во что ходить.

Если вистующие не станут следовать этому правилу, то постоянно будут в ремизе.

Масть, которая, как предполагается, должна быть у играющего, не должна сбрасываться. Эту масть необходимо беречь до конца.

Оба вистующих не сносят одинаковую масть. Каждый сбрасывает масть, показанную товарищем. Так, если первый вистующий сбросил трефу и тем самым показал, что трефа у него является сильной мастью, то второй все время сбрасывает трефу, предварительно, впрочем, сбросив черву, показав ее своей сильной мастью. Тогда Первый станет все время сносить черву.

Оба вистующих сбрасывают масть, которую играющий бьет козырем. Впрочем, смотря по игре и по картам, одну или две такие карты приберегают для того, чтобы пойти с нее под козыря.

РАСЧЕТ

Существуют четыре таблицы расчетов. Первые две называют простыми, третью — большой, а четвертую — десятичной.

Позже других получила распространение так называемая винтящаяся таблица. Счет ее огромен, но зато играют на несравнимо малой цифре.

По причине таких больших величин в этом случае пульку играют не с двухсот, как обычно бывает в играх с таблицами 1—4, а с семисот или восьмисот.

После того как все игровые записи и все курочки разыграны, Играющие производят расчеты. Каждый игрок складывает в одну сумму все свои выигрыши на вистах:

Например, за первым игрок имеет 1420, за вторым 490, за третьим 2640. Всего получается: 1420 + 490 + 2640 = = 4550.     .

Затем он так же складывает в одну сумму все свои проигрыши, т. е. записи за собой у других игроков.

Например, первому он проиграл 580, второму 1490, а третьему 1410. Всего получается: 580 + 1490 + 1410 = 3480,

Сумму проигрыша — 3480 вычитают из суммы выигрыша — 4550:

4550 — 3480 = +1070 — это и есть чистый выигрыш.

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий