Индийская народная игра, известная еще в VII веке под названием «хузар». Многочисленные варианты этой игры (с небольшими различиями в правилах) широко распространены по всей Азии (в Мьянме — «пасит», в Шри-Ланке — «сонару», в Лаосе — «лон доат», в Корее — «кут», среди тамилов — «соппатан», а в Иране — «пахис» или «пихас»).
В похожую игру играют в Северной и Южной Америке (как утверждают этнографы, она пришла туда из Азии через Сибирь и Аляску). Это «патолли» (в Мексике), «куэ-чо» (в Чили), «боолик» (в Гватемале), «тотолоспи» (у индейцев хопи), «сатип» (у апачей) и др.
В англоязычных странах она называется «людо» (название запатентовано в Великобритании в 1896 году), в Германии (известна с 1918 года) и в некоторых других странах Европы «не раздражайся», а в Польше — «китаец» (кстати, китайцам она незнакома).
Для этой игры вам понадобятся специальная доска и комплект разноцветных шашек.
Доска и положение на ней шашек перед началом игры показаны на рисунке
Шашки всех игроков стоят на исходных полях, обозначенных кружками.
Поля, отмеченные буквой С, — это стартовые поля каждого игрока. Заштрихованные поля (внутри лопастей креста) — кошевые поля (дома) игроков.
Правила игры следующие.
Играют двое, трое или четверо.
Игрока, делающего первый ход, определяет жребий. Затем игроки ходят поочередно (по часовой стрелке).
Делая ход, игрок бросает кость и передвигает одну свою шашку по доске (против часовой стрелки) со стартового поля на столько полей, сколько очков выпало при броске. По дороге можно обходить как свои шашки, так и шашки противников.
На одном поле может находиться только одна шашка. Вторая шашка, оказавшись там, бьет первую, то есть возвращает ее на исходное поле, откуда весь путь надо пройти сначала. Двумя своими шашками стоять на одном поле нельзя.
Чтобы начать игру (выставить одну из своих шашек на стартовое поле), надо выбросить шесть очков. Игрок, одна или более шашек которого уже стоят на доске, может выбрать: передвинуть свою шашку на шесть полей или вывести шашку с исходного положения на стартовое поле.
Если все шашки данного игрока (или часть их) уже находятся в своем доме, а он выбросил такое количество очков, что не может сделать никакого хода, очередь ходить переходит к следующему игроку.
Игрок, который первым провел все свои шашки в дом, выигрывает.
ПАХИЗИ
Автор обзора
Дроздов Александр Юрьевич
Инженер-технолог с более чем 10-летним опытом работы в области разработки и оптимизации производственных процессов. Специализируюсь на внедрении новых технологий и улучшении существующих методик для повышения эффективности и качества продукции.