МОНОПОЛИЯ

Эта игра обязана своим успехом хорошей имитации некоторых принципов рыночной экономики — покупать или продавать собственность, получать прибыль с недвижимости, увеличивая тем самым свое богатство. Чем «богаче» игрок, тем быстрее он разорит своих партнеров, тем вероятнее его выигрыш.

Монополия была изобретена в США во время экономического кризиса 1929 г. Ее автор, Чарльз Дарроу, живший в небольшом городе в Пенсильвании, наряду со многими другими оказался безработным. Чтобы скоротать время, он придумал игру. Пригласив домой друзей и предложив им оценить новинку, автор обнаружил значительный к ней интерес. Друзья даже попросили изготовить несколько комплектов специально для них. Игра быстро приобрела популярность.

В 1935 г. монополию заметила английская компания «Паркер», которая тут же предложила автору заключить контракт. Успех игры объясним — ведь почти каждый считает, что однажды ему повезет в жизни столь же легко, как в монополии.

Порой игра появлялась в разных странах под другими именами — «евробизнес», «супермонополия», «менеджер», «кооператив», «НЭП», даже «Незнайка на Луне». Но достаточно одного взгляда, чтобы увидеть в них прародителя. Зная, что подражание оригиналу всегда грешит скрытыми и явными недостатками, имеет смысл рассказать именно о монополии.

Основной принцип игры здесь такой: начиная со старта, фишки двигают по полям согласно броску двух игральных кубиков. Если фишка останавливается на непроданном игровом поле, то игрок может купить его в «банке».

В противном случае поле (участок земли, железнодорожная станция или предприятие) продается с аукциона. Приобретя собственность, ее владелец собирает плату со всех игроков, фишки которых останавливаются на купленном поле. Эта плата заметно возрастает после строительства на участках земли домов и гостиниц, которые необходимо строить, чтобы играть.

Получить недостающие деньги можно, заложив собственность в «банк». При попадании фишки на поля с надписями «случай» и «конъюнктура», игроки берут карточки, содержащие инструкции. Игрок может оказаться также в «тюрьме».

Общая схема игры представлена на рисункерис 112

Начнем с изготовления игрового набора.

В комплект игры входят планшет, два игральных кубика, до 10 фишек, 32 дома, 12 гостиниц, 22 карточки участков земли (рисунок и таблица 1), 4 карточки железнодорожных станций 2 рис 113 2 карточки предприятийрис 114 16 карточек «случай», 16 карточек «конъюнктура» и бумажные «деньги». Планшет изготовляется из плотного белого картона или ватмана, «деньги» — из цветной бумаги или раскрашиваются, чтобы купюры разного номинала отличались друг от друга. Всего потребуется;

1L — 30—50 шт., 5L — 20—30 шт., 10L — 20—40 шт., 20L — 30—50 шт., 50L — 20—40 шт., 100L — 20—40 шт., 500L — 20— 30 шт., 1000L — 5—10 шт.

Карточки «случай» и «конъюнктура» имеют одинаковый формат, под них на планшете монополии отмечаются два прямоугольника — там карточки лежат во время игры. Карточки содержат следующие инструкции.

Случай

  1. Фишка ставится на «старт».
  2. Премия 100L за победу в конкурсе любителей кроссвордов.

Осталось изготовить карточки участков земли рис 115 с таблицами цен рис 116, железнодорожных станций (рис. 113) и предприятий (рис. 114). Названия карточек участков и цены берутся из таблицы.

Планшет игры кладется на стол. Карточки «случай» и «конъюнктура» помещаются инструкциями вниз на отмеченные места планшета.

Каждый-игрок выбирает свою фишку. Среди играющих назначается банкир — им может быть один из участников игры, но если игроков более пяти, банкир освобожден от непосредственного участия. Он выдает каждому по 1500 «фунтов стерлингов» (для краткости — L) купюрами следующего достоинства: 500L — 2 шт., 100L -— 4 шт., 50L — 1 шт., 20L — 1 шт., 10L — 2 шт., 5L — 1 шт., 1L — 5 шт.

Все оставшиеся деньги, карточки, дома, гостиницы поступают в «банк».

Игроки, начиная с банкира, бросают кубики.

Наибольшая сумма, выпавшая игроку, дает ему право первого хода.

Бросив кубики, игроки передвигают фишку с поля «старт» в направлении стрелки на число полей, равное выпавшей сумме. Фишка остается на поле, которого она достигла, до следующего хода. На одном поле могут стоять несколько фишек.

Занятое фишкой поле (участок земли, железнодорожная станция или предприятие) можно купить. Если полем владеет другой игрок, то необходимо внести ему плату за пользование полем.

Если после броска на кубиках выпадут одинаковые очки (дубль), то игрок ходит, как описано выше, и получает право на дополнительный внеочередной ход, выполняемый обычным образом. Если после второго броска снова выпал дубль, то игрок получает право на третий внеочередной ход. Все три хода выполняются подряд без передачи кубиков другому игроку. Однако если и при третьем броске кубиков опять выпадает дубль, то третий ход не предоставляется, а фишка сразу же ставится на поле «тюрьма».

Каждый раз при прохождении фишки через поле «старт» или при остановке на нем банкир выплачивает игроку 2Q0L, но только при движении фишки по стрелке.

Поставив фишку на поле без владельца, карточка которого еще не продана, игрок может его купить согласно цене, указанной на карточке и планшете. При покупке деньги вносятся в «банк», а игрок получает из «банка» карточку с названием поля и кладет ее перед собой лицевой стороной вверх.

Если игрок отказывается купить карточку, то банкир тут же продает ее с аукциона игроку, давшему наибольшую цену. Деньги поступают в «банк», а покупатель получает карточку. В аукционе участвуют все игроки, даже тот, кто отказался от покупки первоначально. Начальная цена продажи поля с аукциона устанавливается произвольно.

В том случае, если фишка остановилась на поле, купленном другим игроком, его владелец (он же владелец карточки поля) собирает плату согласно ценам на карточке. Плата на поле участка с домами возрастает по сравнению с незастроенным участком земли. Если карточка поля заложена в «банк», то плата не взимается вообще. Двойная плата (смотри ниже) не берется, если из всей группы участков земли одного цвета хотя бы один заложен в «банк» (карточка заложенного поля переворачивается). Владелец поля, забывший потребовать плату до очередного броска кубиков, не получает ее.

Выгодно владеть всеми полями незастроенных участков одного цвета — в этом случае собираемая плата увеличивается вдвое. Дома строятся на участках земли лишь при владении всей группой участков одного цвета.

Если фишка встает на поле с надписью «случай» или «конъюнктура», то из соответствующей колоды берется верхняя карточка и выполняется имеющаяся на ней инструкция. Затем карточка подкладывается под низ колоды инструкцией вниз. Карточка «Освобождение из тюрьмы» сохраняется у игрока до момента использования, затем возвращается в колоду.

Эту карточку можно продать другому игроку по договорной цене. Если фишка пришла на поле, содержащее указание об уплате налогов, то налоги сразу же вносятся в «банк». Поле «свободная парковка» не предполагает совершения игроком каких-либо действий.

При закладывании полей в «банк» выплачивается половина Их цены. Дома и гостиницы покупаются «банком» также за половину цены. Если «деньги» в «банке» кончились, то банкир тут же выпускает нужное их количество, используя подходящие листки бумаги. Вышедшие «деньги» имеют обращение наравне с ранее имевшимися.

Заключение в «тюрьму» производится в трех случаях. Во-первых, если фишка остановилась на поле с надписью «Заключение в тюрьму». Во-вторых, если игрок вытащил карточку «случай» или «конъюнктура» с этой же надписью. В-третьих, если при бросании кубиков выпало три дубля подряд. Фишка в каждом из этих случаев становится на поле «тюрьма», ход заканчивается. Независимо от пути следования в «тюрьму» игроку не выплачивается 200L, даже если фишка проходит через поле «старт» в направлении стрелки.

Кроме заключения в «тюрьму», ее можно просто посетить, если в ходе игры фишка игрока не останавливается на этом поле, а проходит его при выполнении хода после броска кубиков. Для посещения поля «тюрьмы» по его периметру нарисована дорожка с надписью «только визит».

Освобождение из «тюрьмы» возможно в четырех случаях. Во-первых, если в любом из трех очередных бросков кубиков выпадает один дубль (игрок, даже находясь в «тюрьме», бросает кубики).

Сразу же после выпадения дубля фишка с поля «тюрьма» ходит обычным образом на число полей, равное выпавшей сумме. Однако, как и при выполнении дубля в любом другом эпизоде игры, игрок получает дополнительный внеочередной ход, то есть игра развивается обычным образом.

Во-вторых, купив у другого игрока по договорной цене карточку «освобождение из тюрьмы», которой можно воспользоваться так же, как и своей, вытянутой ранее. В-третьих, уплатив в «банк» 50L перед очередным броском кубиков, после которого игрок хочет вывести фишку с поля «тюрьмы». В-четвертых, уплатив 50L после третьего броска кубиков, если не выпадет дубль — фишка двигается на число полей, равное выпавшей сумме.

Будучи в «тюрьме», игрок может покупать и строить дома, продавать или покупать собственность, собирать дань с других игроков.

Дома, которые строятся на участках земли, покупаются только у «банка» и могут быть возведены на участке лишь тогда, когда игроком приобретена в собственность вся группа участков одного цвета, включая данный. Например, владея тремя незастроенными участками, можно купить и построить дом на любом из них. Второй дом строится только на незастроенном участке этой группы участков или на участке другой группы. Цена дома указана на карточке участка.

Дома покупаются перед очередным ходом фишки и строятся на участках одной группы равномерно, пока на каждом участке группы не будет по одному дому. Затем можно начать строить по второму дому и продолжить до появления четырех домов на каждом участке. Нельзя, например, построить на одном участке три дома, если на другом участке этой же группы стоит один дом. Аналогично при продаже они равномерно удаляются со всех участков одной группы. Запрещается строить дома, если какой-либо участок группы заложен.

На каждом участке строится лишь одна гостиница и только. Тогда, когда на всех участках этой группы построено по четыре дома. Гостиница покупается в «банке»: за нее вносится сумма, равная стоимости четырех домов и стоимости самой гостиницы (все цены указаны на карточке участка).

Когда дома в «банке» кончаются, игрок, желающий сделать покупку, ждет, пока кто-то из играющих не вернет или не продаст один или несколько своих домов в «банк». Если домов и гостиниц «банке» все равно меньше, чем хотели бы купить игроки, то устраивается аукцион.

Незастроенные участки земли (но не здания на них), железнодорожные станции, предприятия могут быть проданы одним игроком другому в любом количестве. Участок нельзя продавать, если хотя бы на одном участке из этой группы остались здания — они должны быть проданы в «банк» до продажи участков. Заложенная собственность продается только другим игрокам.

Дома и гостиницы не закладываются, а продаются исключительно в «банк» — это можно сделать в любой момент игры — за половину их первоначальной стоимости. При продаже гостиницы «банк» платит половину первоначальной стоимости четырех: домов и самой гостиницы.

Закладывается любая собственность (кроме домов и гостиниц) только в «банк». Закладные цены указаны на карточках. При ее выкупе уплачивается еще 10 процентов.

Если заложенная собственность попала к другому игроку (в том числе при платеже за нахождение фишки на чужом поле), тот может сразу ее выкупить, уплатив «банку», кроме закладной цены, 10 процентов от нее. Даже не выкупая, в момент получения заложенной собственности игрок платит 10 процентов. Участки земли закладываются после продажи домов и гостиниц в «банк». При продаже дома и гостиницы снимаются с участков одной группы равномерно, в последовательности, обратной последовательности их строительства.

Чтобы снова построить дома на заложенном участке, игрок выкупает в «банке» закладную за закладную цену плюс 10 процентов, а затем покупает в «банке» дома за их полную цену.

Игрок становится банкротом, если должен другому игроку больше, чем может заплатить. Банкрот, перед Тем как выбыть из игры, возвращает в «банк» дома и гостиницы за половину их цены, затем отдает игроку, которому должен, все деньги и собственность (участки земли, железнодорожные станции, предприятия). За заложенную собственность новый владелец платит в «банк» 10 процентов от общей закладной цены и тут же получает право выкупить ее по общей закладной цене или сделать это позже.

Если игрок не может уплатить в «банк» налоги и штрафы, даже продав здания и заложив участки и прочее, то «банк» забирает «деньги» и всю собственность и продает с аукциона (все, кроме зданий), а игрок выбывает из игры.

Если игрок должен заплатить за нахождение фишки на чужом поле больше, чем имеет наличных «денег», то часть платежа может быть выполнена его собственностью. В этом случае игрок, которому платят, часто предпочитает что-либо определенное из собственности (даже если это заложенная собственность) по цене, превышающей указанную на карточке. Тем самым можно получить дополнительные участки, чтобы начать строительство или не дать завладеть ими другому игроку.

Владелец собственности сам следит за платежами, которые ему полагаются от других игроков, но не помогает следить другим. «Банк» дает «деньги» только в залог.

Игроки не могут брать взаймы деньги или собственность у других игроков.

Выигрывает участник, оставшийся в игре последам.

ВАРИАНТ ИГРЫ

Игра на время.

Перед началом игры устанавливается, какое время она продлится. По его истечении выигрывает тот, кто сумел стать богаче других. Игра начинается с того, что банкир тасует карточки с названиями и выдает по две каждому, а те сразу платят в «банк» цену полученной собственности.

Далее игра идет как обычно, пока не истечет время. Если в момент ее окончания кто-то выполняет ход, то ему разрешается его завершить и выполнить все связанные с этим операции.

Размер богатства исчисляется так: наличные «деньги» плюс цена всех участков земли, железнодорожных станций, предприятий (указана на карточках) плюс цена всей заложенной собственности (указана на карточках) плюс цена домов (указана на карточках) плюс цена гостиниц (цена гостиницы приравнивается к цене пяти домов).

Несколько лет назад появился отечественный аналог монополии — «менеджер», где все как в монополии.

Если же вы хотите сыграть, но при этом не тратиться на покупку, пройдите по своему городу или поселку и запишите попадающиеся на глаза названия улиц, площадей, предприятий и учреждений в любом порядке, как больше понравится, замените не совсем понятные английские названия в монополии на привычные, а «фунты» — на «рубли». При этом, по своему усмотрению, можете скорректировать цены, платежи и доходы — «менеджер» готов, играйте в удовольствие.

Если душа ваша не лежит к тому, чтобы «попадать в тюрьму», пусть даже в игре, замените ее на «театр». Будет значительно цивилизованнее, да и игра получится новая.

Вам также будет интересно...

Добавить комментарий