Современная игра, разработанная Гердом Крамером, известная в США и в Германии ( в последней под названием «вагабунда»).
Для этой игры вам понадобятся специальная доска и семь фишек (белая, зеленая, оранжевая, серая, желтая, синяя и черная или красная).
Поля на доске окрашены в соответствующие цвета. Помеченные черной точкой обладают особыми свойствами. Отмечены также старт и финиш. Остальные поля доски — нейтральные. Перед началом игры все шашки находятся на резервном поле (в круге).
Правила игры следующие.
Игру начинает тот, на кого указал жребий. Игроки (поочередно по ходу часовой стрелки) бросают кость и делают ход.
Начинающий игру выбирает себе одну фишку из резерва (круга), которую и передвигает на первом ходу. Так же поступают другие игроки, в зависимости от их числа в резерве постоянно находится хотя бы одна фишка.
Игрок передвигает фишку на столько полей, сколько очков выпало при броске кости, выбирая трассу по своему усмотрению, когда она разветвляется, но обязательно продвигаясь вперед к финишу (ходить назад нельзя).
Если фишка в результате хода станет на нейтральном поле, ничего не произойдет. Ход сделает следующий по очереди игрок. Коль она окажется на поле своего цвета, ее владелец сразу же снова бросает кость и снова продвигает фишку вперед.
Если фишка станет на поле другого цвета, чем она сама, ход переходит к следующему игроку, а при очередном ходе владелец этой фишки должен выбросить шесть очков, чтобы продвинуть свою фишку дальше. В противном случае он теряет очередь (ходит следующий).
Если в результате хода фишка окажется на ноле, отмеченном точкой, ее нужно немедленно обменять на фишку другого цвета (по выбору игрока) из резерва. Снятую фишку кладут в резерв, и игрок ведет дальше фишку другого цвета. После обмена очередь хода достается следующему игроку.
По желанию игрока фишку можно поменять на любом поле доски. Обмен производится при своей очереди хода, непосредственно перед броском кости
или после негр, а также и в обоих этих случаях. Бросок всегда относится к той фишке, которой распоряжался игрок в момент броска.
Менять фишку можно и на цветных полях; тогда сразу после обмена в случае совпадения цвета поля и фишки право дополнительного хода утрачивается.
Нельзя обменивать одну и ту же фишку до и после броска. Например, если перед броском белая фишка была обменена на зеленую, то после броска зеленую фишку можно обменять на фишку любого другого цвета, кроме белого.
По ходу игры на одном поле доски может стоять любое количество фишек.
За время игры фишки многократно меняют своих хозяев. Следует помнить, кто из игроков располагает в данный момент той или иной фишкой.
Выигрывает тот, кто первым приведет к финишу ту фишку, которой в этот момент распоряжается (или, если выбросив больше очков, выйдет за линию финиша).