КАНАСТА

Эта игра возникла в 40-х годах XX столетия и сейчас является одной из наиболее популярных игр в США и Латинской Америке. В переводе с испанского слово «канаста» означает «корзина».

В игре чаще всего принимают участие четыре игрока. Но также в канасту могут играть двое, трое, пятеро или шестеро игроков.

Колода состоит из 108 карт (плюс четыре джокера). Свободными картами являются джокеры и двойки. Свободная карта входит к комбинацию только с натуральными картами, приобретая соответствующий номинал.

Партнеры определяются путем жеребьевки. Для этого игроки берут из колоды по одной карте. Игрок, которому досталась старшая карта, получает право выбрать место и первым сделать ход

в розыгрыше. Его партнером становится участник, взявший следующую по старшинству карту.

При жеребьевке карты ранжируются в следующем порядке: туз (старшая карта), король, дама, валет, 10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2. Джокеры не имеют силы.

Масти определяются по старшинству: пики (старшие), червы, бубны, трефы. Игроки, взявшие равные карты, должны снова тянуть жребий. Игрок, взявший джокер или несколько карт, также снова тянет жребий. После жеребьевки партнеры занимают места напротив друг друга.

Первую сдачу производит игрок, занявший место справа от игрока, который при жеребьевке вытащил старшую карту. Затем очередь движется по ходу часовой стрелки.

Тасовать колоду имеет право любой участник, по желанию. Сдающий имеет право тасовать колоду в последнюю очередь. После тасования колоду должен снять игрок, сидящий по левую руку от сдающего.

СДАЧА

Сдающий дает каждому участнику одиннадцать карт, по одной карте за один раз. Сдача производится по часовой стрелке, начиная с противника слева от сдающего и заканчивая самим сдающим.

Карты, оставшиеся после сдачи, кладутся в центре стола картинкой вниз. Это резерв. Верхнюю карту резерва переворачивают картинкой вверх и кладут рядом с ним. Такая карта называется «апкард».

Если апкардом оказался джокер, двойка, черная или красная тройка, то карты необходимо переворачивать, пока не выйдет натуральная карта в номинале от туза до четверки.

КРАСНЫЕ ТРОЙКИ

Если на руках у игрока оказалась красная тройка, то он обязан в свою первую очередь положить ее на стол картинкой вверх и взять из резерва замену. Игрок, взявший из резерва красную тройку, должен немедленно положить ее на стол картинкой вверх и взять замену.

Игрок, взявший сброс и обнаруживший в нем красную тройку, должен положить ее на стол картинкой вверх. В этом случае он не имеет права взять замену.

За каждую красную тройку начисляется 100 премиальных очков. Но если у одной из играющих сторон оказались все красные тройки, то ей начисляют по 200 очков за каждую (всего 800 очков). Цена красных троек записывается в кредит плюс стороне, составившей комбинацию к концу игры.

РОЗЫГРЫШ

Первым делает ход противник, сидящий слева от сдающего. После первой сдачи очередь переходит по часовой стрелке. Каждая очередь включает прикуп, объявление комбинации (по желанию) после прикупа и сброс, которым заканчивается очередь данного игрока.

Игрок в свою очередь всегда имеет право взять верхнюю карту резерва. Вместо этого он может в соответствии с ограничениями, изложенными в разделе «Взятие сброса», взять из сброса и использовать верхнюю карту в комбинации, после чего обязательно взять остальной сброс.

В сброс поступает карта из руки, но не из комбинации. Все сброшенные карты кладутся стопкой рядом с резервом на перевернутую карту, если таковая имеется. Заглядывать в стопку сброса не разрешается, за исключением случаев, отмеченных в разделе «Справки».

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Цель игры состоит в формировании комбинаций минимум из трех карт в одном номинале с помощью иди без помощи свободных карт. В канасте секвенции не имеют силу комбинаций.

КОМБИНАЦИИ

Комбинация имеет силу, если она содержит минимум две натуральные карты в одном номинале, от тузов до четверок включительно, и максимум три свободные карты.

Отдельно от натуральных карт джокеры и двойки не составляют комбинации. Комбинация из трех-четырех черных троек, без свободных карт, может быть объявлена только при выходе из игры.

Для зачета в плюс владелец комбинации должен в соответствующую очередь положить ее на стол. В минус идут все карты, оставшиеся в руке после окончания игры, даже в тех случаях, когда они составляют комбинации.

Игрок может в свою очередь объявить любое число карт в одном или различных номиналах, составляя новые комбинации или добавляя карты к предыдущим комбинациям (см. ограничения в разделе «Выход»).

Все комбинации партнеров помещаются перед одним из них. Партнеры могут составить комбинации в номинале группы, показанной противниками, но не имеют права объявлять две разные комбинации в одном номинале.

Игрок имеет право присоединять дополнительные карты у комбинации своей стороны при условии, что комбинация сохраняет силу. Он не имеет права добавлять карты к комбинациям противника.

КАНАСТА

Канастой называется комбинация, которая включает не менее семи карт, в том числе с четырьмя натуральными картами (базой). Кроме очков, начисляемых за номинал, канаста приносит премию: 500 очков за натуральную, т. е. чистую, канасту без свободных карт и 300 очков за смешанную канасту, включающую от одной до трех свободных карт.

Готовую канасту выкладывают на стол, помещая сверху красную карту для обозначения натуральной канасты или черную карту для обозначения смешанной канасты.

К канасте можно присоединить карты, набирая очки в номинале. Это не влияет на величину премии, за исключением случаев, когда присоединение к натуральной канасте свободных карт может сделать ее смешанной.

Первая, т. е. исходная, комбинация, составленная одной из сторон, должна удовлетворять приведенным ниже требованиям к минимальному счету, который зависит от общего результата данной стороны в настоящий момент. Игрок может составить несколько комбинаций.

Счет комбинации включает все очки, начисляемые в соответствии с ее номиналом. Если игрок берет сброс, в минимум засчитывается только верхняя карта. В минимум не входят канасты и премии за красные тройки.

После показа исходной комбинации одной из сторон любой из партнеров, независимо от минимального счета, может объявить любую реальную комбинацию.

ВЗЯТИЕ СБРОСА

Сброс считается «замороженным», т. е. находящимся под запретом для одной из сторон, до тех пор, пока она не покажет исходную комбинацию.

Обеим сторонам запрещается пользоваться сбросом при наличии в нем красной тройки (в качестве апкарда) или свободной карты (перевернутой или сброшенной). Если такой прикуп берут, то он размораживается.

Карта, повернутая в сторону, означает замораживание, т. е. запрет на использование сброса.

Если сброс находится под запретом для стороны данного игрока или для обеих сторон, игрок может взять его только для включения верхней карты сброса в комбинацию с натуральной парой из своей руки в том же номинале.

Но сначала он должен показать свою пару наряду с дополнительными картами, которые могут понадобиться в случае зачета минимума на исходной комбинации.

Если сброс не заморожен для одной из сторон, то ее игрок может взять его:

1)            с натуральной парой, как было указано выше;

2)            для показа комбинации верхней карты сброса с одной соответствующей натуральной картой и одной свободной картой из своей руки;

3)            для присоединения верхней карты сброса к предыдущей комбинации своей стороны.

После показа в комбинации верхней карты сброса игрок берет в свою руку оставшийся сброс и может объявить комбинацию на всех дополнительных картах такого рода.

В тех случаях, когда верхней картой является свободная карта или черная тройка, брать сброс не разрешается.

ИНФОРМАЦИЯ

Игрок имеет право:

1)            перед сбросом в свою очередь проверить стопку сброса;

2)            обратить внимание на верное количество очков в минимуме, если партнер показывает исходную комбинацию;

3)            напомнить партнеру о необходимости объявить красные тройки и брать замену;

4)            положить крестом шестую карту комбинации, показывая тем самым, что для завершения канасты ему нужна еще одна карта.

В свою очередь игрок имеет право знать:

1)            необходимый минимум и счет (в качестве сдачи) каждой из сторон на руках любого игрока;

3) количество карт, оставшихся в резерве.

Если в руке игрока останется одна карта, то он может сообщить о случившемся.

ВЫХОД

Игрок выходит из игры в том случае, когда он путем сброса или показа комбинации избавится от последней карты. Затем производится подсчет очков, полученных на данной сдаче.

Игрок может выйти из игры только в случае показа его стороной, по меньшей мере, одной канасты, а также если он укомплектует канасту во время выхода. В случае неудачи этот игрок должен сохранить в руке минимум одну карту.

Игрок не обязан делать сброс на выходе, он может объявить комбинацию на всех оставшихся картах.

Игрок с одной картой в руке имеет право не брать сброс, представленной также одной картой.

РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫХОД

Если до или после прикупа из резерва игрок хочет сделать выход, то он должен спросить разрешение у партнера. Перед тем как дать ответ, партнер имеет право получить сведения, указанные в разделе «Информация».

СКРЫТАЯ РУКА

Игрок выходит скрытно в тех случаях, когда он за один раз покажет комбинации на всей своей руке, включая, по меньшей мере, одну канасту без объявления предшествующей комбинации и без предварительного дополнения комбинаций партнера своими картами.

В тех случаях, когда партнеру не удалось составить исходную комбинацию, он обязан следовать минимальным требованиям к счету (без премии за канасту), если он взял сброс, и не обязан делать это, если он взял карту из резерва.

ИСТОЩЕНИЕ РЕЗЕРВА

Если игрок возьмет последнюю карту резерва, которая оказалась красной тройкой, то он не имеет права объявлять комбинацию или делать сброс. На этом розыгрыш заканчивается.

Если игрок возьмет последнюю карту резерва, которая не является красной тройкой, то игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок в свою очередь не возьмет сброс, соответствующий комбинации его стороны, при отсутствии запрета на пользование колодой.

Исключение составляют те случаи, когда игрок с одной картой в руке не имеет права брать сброс, состоящий из одной карты. Игра заканчивается, если игрок не сможет или не захочет взять сброс.

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ

Базовый счет стороны на одной сдаче определяется путем сложения всех позиций, приведенных ниже:

За выход………………………………………100

За скрытый выход…………………………100

За каждую красную тройку…………….100

За каждую натуральную канасту…….500

За каждую смешанную канасту………300

Номинальный счет стороны получают, суммируя очки, начисляемые в соответствии с номиналом всех карт, показанных в комбинациях, за вычетом номинальной стоимости карт, оставшихся в обеих руках.

Общий счет стороны на одной сдаче определяется базовым и номинальным счетом. Он может оказаться минусовым.

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ ЗА ПАРТИЮ

Счет необходимо записывать на листе бумаги, разделенном на две колонки.

Он должен отражать результат предшествующей сдачи наряду с накопленными суммами.

Партию выигрывает та сторона, которая в итоге первой наберет 500 очков. Заключительную сдачу разыгрывают и в том случае, когда одна или обе стороны наберут это количество очков. За выигрыш партии премиальные очки не назначаются. Выигрыш победителей определяется разницей между окончательными итогами.

Пересдача

Пересдача производится в следующих случаях:

1)            когда кому-то из игроков было сдано неправильное количество карт;

2)            когда в резерве оказалась «засвеченная» карта;

3)            в колоде оказалась посторонняя карта.

Если ошибка была обнаружена слишком поздно, чтобы произвести новую сдачу, засвеченную карту помещают в резерв, а постороннюю убирают из колоды. Если посторонняя карта оказалась у игрока на руках, то он берет замену.

Взятие неверного количества карт

Если игрок взял из резерва липшие карты, он должен показать их (если он еще не поместил их в свою руку) всем игрокам и положить на резерв. Перед тем как взять карты из резерва, очередной игрок может при желании его перетасовать.

Если игрок, взяв лишние карты, успел поместить их в свою руку, то он должен не прикупать в последующие свои очереди для того, чтобы набрать правильное количество карт, сбрасывая по одной, карте в каждую очередь. До восстановления руки этот игрок не имеет права объявлять комбинации.

Показанная карта

Показанная карта становится штрафной и остается лежать картинкой вверх на столе. Штрафная карта считается частью руки и, соответственно, может входить в комбинации.

Штрафную карту следует сбросить при первой же возможности, если она не войдет в комбинации. При наличии у игрока на руках нескольких штрафных карт он может самостоятельно выбрать карты для сброса.

Ошибка в счете

В случае записи недостаточного количества очков за исходную комбинацию игрок вправе показать и переставить дополнительные карты, отозвать все карты, и в этом случае обязательный минимум для его стороны увеличивается на 10 очков. Но это относится только к розыгрышу данной сдачи.

Незаконная комбинация

Карты, незаконно показанные в комбинации, подлежат возврату, и сторона, допустившая нарушение, штрафуется на 100 очков. Та же сумма штрафных очков назначается и тогда, когда игрок после записи недостаточного счета за исходную комбинацию добирает очки, включая в комбинацию дополнительные карты, а затем отзывает одну или несколько показанных карт.

Не объявление красной тройки

В случае утаивания красной тройки провинившаяся сторона штрафуется на 500 очков.

Если игрок не мог сделать объявление, так как вышел из игры в свободную первую очередь предшествующего ему игрока, то он не подлежит наказанию. Однако в этом случае за красную тройку ему записывается в минус 100 очков, если его сторона не показала комбинацию.

Прощение ошибки

За незаконный показ комбинации, а также за недостаточный счет штраф не назначается, если до объявления ошибки очередной игрок возьмет колоду. Исходная комбинация с недостаточным счетом становится достаточной, а неправильная комбинация отзывается без назначения штрафа.

Тем не менее в комбинации остаются лишние свободные карты, и провинившейся стороне за них записываются штрафные очки. В тех случаях, когда трудно определить, какая именно из свободных карт была добавлена в качестве четвертой, записывается по 50 штрафных очков за каждую лишнюю свободную карту.

Незаконное взятие колоды

В ситуации, когда игрок, прежде чем дать какое-либо объяснение, возьмет колоду в руку, соперники вправе посмотреть всю его руку и восстановить по ней колоду. После этого нарушитель, взяв свою руку, берет карты из резерва. При этом провинившаяся сторона штрафуется на 100 очков.

Примечание. При игре в канасту «колодой» (или «пачкой») принято называть стопку сброса.

Нарушение при постановке вопроса

Игрок по возможности должен выйти из игры, если попросит у партнера разрешение на выход после показа любой карты или после объявления намерения взять колоду сброса и задаст вопрос, а карту покажет до получения ответа. В противном случае сторона провинившегося игрока штрафуется на 100 очков.

Некоторые специфические правила игры в канасту

Игрок, который объявляет комбинации первым, хранит у себя комбинации и красные тройки своей стороны.

Результаты заносятся в таблицу очков с двумя колонками, обозначенными как «Мы» и «Они». Аналогичные таблицы используются в бридже.

После окончания игры каждая сторона подводит итоги по очкам, округляя при этом 50 и более очков до 100. Победители получают разницу между своими результатами и результатами соперников.

 

Вам также будет интересно...

Добавить комментарий